Калужский областной центр
медицинской профилактики
Тел:   8-800-700-30-03
Бесплатная круглосуточная горячая линии «Здравоохранение» Калужской области
takzdorovo.ru — интернет-портал России о здоровом образе жизни

Движение - это здоровье!

Посмотрите вокруг себя. Много ли вы увидите детворы, играющей в футбол, хок­кей или просто бегающей друг за другом. К    сожалению,    подвижные   игры   ушли в прошлое.

Многие из вас предпочитают смотреть телевизор, уютно устроившись на диване.

Ученые    подсчитали,   что   некоторые ребята тратят на просмотр    телепередач 16, 20 и даже 30 часов в неделю. Это время неподвижного сидения перед экраном. Да дело не только в телевизоре, Если вы,  ре­бята,  проследите,  как проходит ваш день, то увидите,  что очень много времени вы находитесь в мало подвижном состоянии: за партой в школе, за приготовлением домашних   заданий,   за чтением книг, просто бе­седой и т.д.

Существует даже  такое назва­ние   как   "гипокинетическая болезнь"    (от греческого    слова    'гипо    -   сниженный, "кинезис" —   "движение")   — это   комплекс болезненных изменений,   которые развива­ются в организме в условиях незначитель­ной двигательной активности.

Давно известно, что в движении -жизнь.
 
На стене Форума в Элладе было вы­сечено: "Если хочешь быть сильным, - бе­гай, если хочешь быть красивым, — бегай, если хочешь быть умным, - бегай".
 
В чем же секрет пользы движения?
 
Медики отметили, что заболеваемость школьников с высокой двигательной актив­ностью вдвое ниже, чем у их недостаточно активных сверстников. У малоподвижных детей слабые мышцы и поэтому они не мо­гут в достаточной степени поддерживать тело в правильном положении, в результа­те - развивается плохая осанка, сутулость.
 
Дефицит двигательной активности (ги­подинамия)   приводит к печальным послед­ствиям:    неблагоприятным   изменениям   в сердечно - сосудистой    системе,    снижению газообмена,   значительному ухудшению са­мочувствия, нарушению сна и др.
Врачи обратили внимание на особен­ности взаимодействия движения и психичес­кого развития. Замечено, что у детей, раньше начавших самостоятельно ходить, отмечается более раннее развитие-речи -важный показатель психического развития. Физические упражнения не только укрепля­ют здоровье детей, но и помогают лучше учиться, развивают мышление.
 
Считается, что школьник  должен за­ниматься   не  менее полутора часов в день разными    видами   физических   упражнений. Академик Н.М.Амосов считает что доза двигательной активности для девочек стар­ших классов составляет 4-9 часов орга­низованных занятий в неделю, для мальчи­ков   7-12   часов.    Регулярные   занятия физической   культурой   и спортом являются тем универсальным средством, которое мо­жет помочь каждому противостоять напря­женному ритму жизни, эмоционально-психи­ческим    перегрузкам,    в    том    числе   при интенсивном умственном труде.
 
Как же предотвратить дефицит движе­ния?  
 
Выход   есть.   И   если внимательно и серьезно   отнестись   к   этой   проблеме,   то резервов для двигательной активности мно­го. Использовать надо каждую благоприятную возможность.
 
Утром - это гигиеничес­кая гимнастика   или зарядка.   Движение -это дорога в школу и из школы, перемена -тоже активные движения, время после учеб­ных    занятий   в   школе -   это   время   для спорта,   а вечером - прогулка   на свежем воздухе   перед сном.   Ещё больше возмож­ностей в выходной день.
 
Главное - желание. Польза от утренней гимнастики хоро­шо известна. Напомним всем, что утренняя гимнастика отгоняет сон, укрепляет, мышцы* тренирует сердечно-сосудистую и дыхатель­ную системы и подготавливает организм к предстоящей разнообразной деятельности.
 
Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег   и   упражнения    для   различных   групп мышц. Комплекс упражнений проводится 7-10 дней и постепенно обновляется - заме­няется новыми движениями или усложняется, гимнастику   следует   проводить   ежедневно в утренние часы при открытой форточке или на свежем воздухе.
 
Сочетание физических упражнений с воздушной ванной и обтиранием мокрым полотенцем обеспечивает закаливающий эф­фект утренней гимнастики.
 
Самый доступный вид физических упражнений - ходьба.
При ходьбе тренируются мышцы, сер­дечно-сосудистая и дыхательная системы.
Ходить можно в любую погоду, в любое время дня. Старайтесь не пользоваться лифтом и транспортом там, где это воз­можно. И важно не просто много ходить -помните, что ходьба полезна только в том случае, когда вы идете быстрым шагом, Медленная ходьба почти не дает нагрузки организм. Начинать движение надо мед­ленно, примерно 60 шагов в минуту, а потом постепенно убыстрять ход.
 
Положительно действует на работо­способность чередование умственной, на­грузки с физическими упражнениями. Это так называемые физкультпаузы, физкульт­минутки. Минута активного отдыха на уро­ке - это десятки минут полноценной работы и устойчивого внимания.
 
Ещё известный русский педагог К.Д.Ушинский рекомендовал проводить физ­культпаузы при утомлении и снижении ра­ботоспособности учащихся на уроках физики, математики, русского языка и литературы. Он неоднократно подчеркивал, что 2-3 ми­нуты, затраченные на физические упражне­ния во время уроков, значительно повышают эффективность усвоения учебного материала.
 
Вот почему в начальных классах через каждые 15-20 минут умственной работы в классе или дома надо делать простые гимнастические упражнения, которые помо­гают снять утомление и дают заряд свежих сил.
Перемены   также    надо   использовать для разрядки. Это не значит бессмысленно носиться по   школе. Следует организовать подвижные   игры на свежем воздухе или в проветренных помещениях школы.
 
Физкультурные   занятия   -   наилучшее средство борьбы с переутомлением на уро­ках.   Плохую услугу своему здоровью ока­зывают    те   ребята,    которые   под   любым предлогом,    без   уважительных   причин не посещают   уроков физкультуры.   Ведь   здо­ровье находится в прямой зависимости от частоты   и   качества   проводимых физкуль­турных занятий.
Эти занятия - наилучшее средство борьбы с переутомлением на уроках и "дви­гательным голодом". Занятия физкультурой в значительной мере улучшают фигуру.

Прекрасный эффект дает труд на све­жем воздухе. Не упускайте никакой воз­можности "ощутить мышечную радость как говорил И.П.Павлов. А её можно по­лучить от работы на огороде, ягоднике (рыхление почвы, посадка овощей, прополка, поливка) или при уборке площадок (сгребание листьев, снега, песка, и т.д.). Такая работа, так' же как и специальные гимнастические упражнения, не только тре­нируют все мышечные группы, но и дос­тавляет удовольствие, радость коллектив­ного труда. А это принесет пользу не только обществу, но и вашему здоровью.

Физический   труд - хороший отдых от занятий умственным трудом, учебой.

Свободное время полезно использовать для занятий в спортивных секциях. Гимна­стика, бег, лыжи, коньки, гребля, плавание, а также теннис, футбол, баскетбол и мно­жество   других спортивных игр - все   эти виды физических упражнений   помогут вам быть всегда в форме.
 
Хорошо тренированные, сильные, с развитой мускулатурой люди, привлекают внимание своей стройностью, легкостью в движениях, подтянутостью, кроме того, меньше утомляются при выполнении любой работы даже в экстремальных условиях, обладают высокой умственной работоспо­собностью. Занимаясь в спортивной секции, помните, что физические нагрузки надо со­измерять со своими возможностями. Во время медицинского осмотра поинтересуй­тесь у врача, какого рода нагрузки вам дозволены. Постепенно эти нагрузки можно наращивать. Под контролем тренера, учите­ля физкультуры и врача ваше здоровье ок­репнет, мышцы нальются силой.
Не завывайте, что в движении- жизнь.

Движение - это здоровье!!!

ГУЗ "Калужский областной центр медицинской профилактики"

«Будь здоров, Калуга!» — портал о здоровье и здоровом образе жизни «ДеАл» — создание сайтов Калуга