Калужский областной центр
медицинской профилактики
Тел:   8-800-700-30-03
Бесплатная круглосуточная горячая линии «Здравоохранение» Калужской области
takzdorovo.ru — интернет-портал России о здоровом образе жизни

 Стань другом подростку.

 
Подростковый возраст не зря называют переходным. В этом возрасте проявляются некоторые физические и психологические особенности, которые осложняют общение с подростком. Наибольшие трудности испытывают те подростки, в детстве, которых было: 
- слишком много запретов (тип семейных отношений – диктат); 
- чрезмерное потакание прихотям ребенка (тип семейных отношений – гиперопека);
-лишенные родительского внимания дети (тип семейных отношений - невмешательство).
Воспитывая ребёнка, важно принимать и любить его таким, какой он есть, во всей его целостности, думать о его благе, дорожить его внутреннем миром. А главное, стремиться не ранить,  понять, помочь и защитить. Любить детей – это не значит только баловать их. Любить - это учить жить так, чтобы ваш ребёнок впоследствии смог легко обходиться без вашей помощи.
• В подростковом возрасте идёт гормональная перестройка организма, когда мальчик становится юношей, а девочка - девушкой. Из-за активности гормональных процессов, подростки чрезвычайно эмоциональны. Настроение у них часто и резко меняется; то радуются сущим пустякам, то рыдают по незначительным поводам. На просьбу или замечание подросток может ответить криком, слезами, хлопаньем дверью. Это не притворство и не обдуманная демонстрация. Они действительно так чувствуют, так переживают. Взрослому человеку редко приходится испытывать столь сильные чувства, какие сопровождают повседневную жизнь подростка. Чтобы эмоции не привели к непоправимому поступку, их накал надо снижать. Сделать это можно в общении: расспросить, просто пожалеть, наконец, потерпеть, его слезы, крики, «нервы». Родителям важно не отталкивать ребёнка говоря: «Успокоишься, тогда поговорим» или «В таком тоне я не разговариваю». 
•Для этого возраста типично отсутствие гибкости, подростковый максимализм (всё или ничего; хороший или плохой; свой или чужой). Это осложняет общение подростков между собой и с родителями. Когда ребёнок сам согласен на помощь, взрослые могут тактично объяснить ему, что каждый из непримиримых спорщиков может быть прав. 
•Абстрактное мышление подростков ещё весьма несовершенно, поэтому им трудно оценивать реальность. Они серьезно могут переживать, что например, не так красивы, как Бред Питт или Джулия Робертс; не так сильны, как Рэмбо; и не так знамениты, как Евгений Плющенко или Мария Шарапова. Разговаривайте с ребёнком, учите его рассуждать. Объясните, что идеальных людей не бывает. У каждого есть свои достоинства и недостатки. 
•В этом возрасте подростки стремятся к самостоятельности и социальному признанию. Невозможность добиться этого в общении со взрослыми заставляет подростков объединяться в подростковые группировки. Родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы знать с кем общается ребенок, какими интересами живет группа. Если у ребёнка мало друзей, то старайтесь увеличить круг его знакомых, так ему будет легче пережить трудности, возникшие с одноклассниками или друзьями по подъезду. Узнайте, чем подросток интересуется, и постарайтесь сами найти ему друзей, записав его в спортивные секции, кружки по интересам, танцевальную или театральную студию. Чтобы поддерживать хорошие увлечения подростка, возможно, придётся разрешить встречи с друзьями у вас дома, даже если на десерт вам не останется сладенького. 
 
Любое трудное поведение подростка имеет какую-то причину. Постарайтесь ответить на вопрос «Чего он хочет добиться таким поведением?». Проанализируйте причину его вызывающего поведения. Понять вашего ребёнка помогут те чувства, которые вы к нему испытываете. 
Вы можете испытывать:
­раздражение, когда ребёнок борется за ваше  внимание;
­гнев, злость, когда ребёнок борется за независимость при излишней опеке; 
­обиду, когда ребёнок хочет отомстить за ваше диктаторское отношение к нему; 
­безнадёжность и даже отчаяние, когда ребёнок испытывает чувство неуверенности в собственных силах и желание избежать неудачи.
Конечно, причин «трудного» поведения детей и подростков гораздо больше. Об этом лучше тактично спросить самого подростка: «Зачем ты это делаешь?». Задавать этот вопрос надо без раздражения, спокойным голосом.
 
Помните, чтобы изменилось поведение ребёнка, в первую очередь надо изменить своё поведение. 
Конечно, эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически. И все же изменить характер общения нужно! Нужно остановить, если не эмоцию то, по крайней мере, все, что за ней следует: унижение и наказание.
 
Если ребёнок борется за ваше внимание, необходимо найти способ показать ему ваше внимание, любовь и заинтересованность в его делах. Делать это лучше в спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто не рассержен. Важно продумать совместные занятия, игры, прогулки, путешествия, активно включиться в жизнь ребёнка. Попробуйте, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. 
Что же касается непослушаний, то в этом случае лучше делать вид, что вы их не замечаете. Через некоторое время ваш ребёнок обнаружит, что его демонстративное поведение не действует. Ему больше уделяют внимание, когда он послушен. 
Если ваш ребёнок борется за самоутверждение, то следует уменьшить ваш контроль. Подростку необходимо самому накапливать опыт решений и даже неудач. Разумно отказаться от требований, которые ваш ребенок заведомо не выполнит. Давайте конкретные задания. Пользуйтесь «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Главное, избавиться от излишнего давления и диктата. Часто упрямство и своеволие ребенка — это всего лишь мольба: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя, не часто ли вы сами обижаете ребенка? Возможно, вы иногда и не осознаёте, что наносите ему обиду. 
Иногда родители возлагают на ребёнка повышенные требования. В этом случае он может разувериться в своих силах. Мудрое поведение родителя в этом случае — перестать требовать «желаемого» поведения, «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка, ваш ребенок многое может. Любите его таким, каков он есть. Найдите доступный для него уровень задач. 
- При этом нельзя допускать никакой критики в адрес подростка! 
- Не сравнивайте своего подростка с другими – каждая личность уникальна (человека можно сравнивать, только с самим собой на разных этапах жизни).
- Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. 
- Стоит поговорить с учителями и попытаться сделать их вашими союзниками.
- Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. 
Вы увидите, первые же успехи окрылят вашего ребенка. 
Для того, чтобы подросток был способен адаптироваться к любой ситуации и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. Важно научить ребенка оценивать свои особенности как достоинства, а не как недостатки, находить во всем позитивное начало. Например: «Ты работаешь медленно, зато очень внимательно и редко ошибаешься. Это очень ценное качество для многих профессий»; «Я знаю, тебе трудно учить стихи, но, когда ты их выучишь, долго помнишь»; «У тебя не так много друзей в классе, зато я вижу, что с Наташей у вас настоящая дружба, а это очень ценно». Если отношения с ребенком доверительные, можно рассказать о себе: «У меня в школе тоже был плохой почерк, но из-за этого я одна из первых научилась работать на компьютере, а потом учила всех друзей».
Чаще рассказывайте детям о бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках, чем они занимались и каков у них был характер, как они справлялись с трудностями. Знания своей родословной в их жизни послужат дополнительной опорой.
Подросткам важно систематическое общение с родителями. Например, проводить семейный ужин, не менее 3 раз в неделю без телевизора, а также совместный труд, досуг и активный отдых. Больше общайтесь с детьми, обсуждайте фильмы, книги и др. Родителям важно стремиться к доверительному общению с ребёнком; если вы будете в курсе событий, то вовремя сможете помочь ему и предотвратить неприятности.
Старайтесь формировать у подростка тягу к прекрасному - живописи, музыке, литературе, театру, обращайте его внимание на красивые вещи: архитектуру зданий, сочетания цветов, ароматы. Приучайте пользоваться интернетом, не только для игр, но и для обучения, получения информации для саморазвития. Непременно приучайте ребёнка к труду, причём не только умственному, но физическому. Чем больше у вашего ребёнка будет умений, тем легче ему будет жить.
В воспитании играют роль не только промежуточные цели (как поступить в данный момент), но наиболее важна главная цель - каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем. Необходимо учитывать его возможности, грамотно и постепенно направлять, прививая ответственность и давая больше самостоятельности.
Например, поставьте цель - хочу, чтобы мой ребёнок умел распоряжаться деньгами. Для этого  разделите её на маленькие цели:
- В первом классе давайте ему денег ровно на один день, 
-во втором классе на два, и в третьем на 3 дня и так далее. 
При этом если средства закончились желательно их больше не давать до назначенного времени, чтобы не избаловать ребёнка.
К сожалению нас, учили всему, чему угодно, но не материнству и отцовству. Тем родителям, которые хотят быть истинными помощниками своему ребёнку необходимы знания - самообразование. Им можно рекомендовать полезные книги: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Е. Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок», И. Я. Медведева Т. Л. Шишова «Разноцветные «белые вороны».
Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это — единственный путь помощи вашему ребёнку. 
Важно воспитывать детей своим примером, относиться с любовью и уважением к собственным родителям. Высказывайте, что боитесь не успеть что-то сделать в жизни, ведь она очень коротка. Показывайте, как цените своё здоровье и здоровье окружающих, какие у вас разносторонние интересы, как разумно надо решать проблемы. Показывайте отрицательное отношение к вредным привычкам. Не оправдывайте близких людей, которые, злоупотребляют курением, алкоголем. Важно дать понять подростку, что вы будете очень огорчены, если он начнёт курить, пить пиво, вино, пробовать наркотики. Необходимо, чтобы подросток видел, как вы отстаиваете свои собственные права, как восстанавливаете свои силы после напряжения, стресса. Больше общайтесь, уважайте и любите своих детей; тогда ваша семья станет долиной добра и справедливости (тип семейных отношений – сотрудничество). 
Главное, старайтесь сохранить здоровой психику и нервную систему ребёнка. Научите его жить в гармонии с самим с собой и с окружающим миром. 
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок, не сосуд который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
 
«Будь здоров, Калуга!» — портал о здоровье и здоровом образе жизни «ДеАл» — создание сайтов Калуга