г. Калуга, ул. Чичерина, 2/7

+7 (4842) 555-150 +7 (4842) 558-066

e-mail: gbuz_medprfilkt@adm.kaluga.ru

mfc
ГБУЗ КО "Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
view Версия для слабовидящих

6 июня Пушкинский день

В России и других странах 6 июня отмечают Пушкинский день — праздник, посвященный памяти великого классика Александра Сергеевича Пушкина, чьи произведения и по сей день читают по всему миру...

Задать вопрос
+ А
- А
Изображения
Выйти

В России и других странах 6 июня отмечают Пушкинский день — праздник, посвященный памяти великого классика Александра Сергеевича Пушкина, чьи произведения и по сей день читают по всему миру...

6 июня Пушкинский день

В России и других странах 6 июня отмечают Пушкинский день — праздник, посвященный памяти великого классика Александра Сергеевича Пушкина, чьи произведения и по сей день читают по всему миру. День рождения поэта почитатели его таланта отмечали еще при его жизни. Со временем к праздничным мероприятиям присоединялось всё больше и больше людей, появились даже тематические встречи и фестивали. А в 1999 году в честь 200-летия Пушкина знаменательная дата стала праздничной на официальном уровне. Президентским указом торжество внесли в календарь национальных праздников. В 2011 году у даты появился новый смысл. Поддержав инициативу Организации Объединенных Наций (ООН), президент РФ подписал указ об учреждении Дня русского языка 6 июня. Праздничные даты совпали неслучайно — именно Александр Сергеевич является самым известным представителем русской классики по всему миру.

Именно в день рождения творца в 1880 году был открыт первый памятник ему в Москве. Монумент украшает площадь и по сей день.

Учёные-лингвисты утверждают, что сюжет пушкинской сказки «Руслан и Людмила» древнее древнеиндийских эпосов: «Рамаяны» и «Махабхараты»! А мы знаем, что идеи для своих сказок Александр Сергеевич черпал из рассказов няни Арины Родионовны.

Как она оказалась в семье Пушкиных? Пушкину (и нам тоже) чрезвычайно повезло, что рядом с ним с раннего детства находилась гениальная псковская крестьянка-Сказительница Арина Родионовна, обладавшая к тому же ещё и древними устными фольклорными знаниями, помнившая множество древних сказаний и легенд, которые из уст в уста передавались тысячелетиями из поколения в поколения. Няня владела прекрасным народным русским языком, с большим словарным запасом. И именно она научила маленького Сашу Пушкина говорить по-русски. Потому что в семье Пушкиных все говорили по-французски. Как и у детей в других семьях русского дворянства для Саши французский являлся первым, главным и родным языком. Даже свои первые опыты стихосложения юный поэт делал на французском языке.

Но, что знают немногие, его няня была не простой крестьянкой. Она была родом из Псковской земли, а эта территория в течение очень долгого времени переходила из рук в руки. Поэтому стояла острая необходимость сохранения родной культуры. И многие столетия этому способствовала специальная технология нематериальной передачи древних знаний в устной форме в виде легенд, сказаний, песен, пословиц, поговорок. Сохранение знаний в устной форме очень широко использовалось с древности: ведь никто не мог уничтожить эти устные знания: ни сжечь, ни отобрать, ни спрятать. Целую вечность знающие женщины рода обучали своих дочерей тому, что когда-то выучили сами. Таким образом, в деревне воспитывались СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ или ЖЕНЩИНЫ-ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ. Для чего изначально подбирались девочки самые смышлёные, с хорошей памятью, которые перенимали от пожилых Хранительниц их рассказы как можно ближе к тексту. И подобная эстафета информации передавалась многие поколения, можем сказать – даже тысячелетия. И, в конце концов, древние знания через Арину Родионовну дошли до Пушкина.

В 1811 году родители Александра Сергеевича на последние деньги решили отдать сына в очень дорогой престижный Иезуитский коллегиум, где все предметы преподавали только иностранцы на латыни и французском. Но буквально по дороге Пушкины узнали, что в Царском Селе открывается лицей для дворянских детей. Бесплатный. И детей там планировали обучать на русском языке отечественные преподаватели. По протекции друзей Пушкины устроили своего 12-летнего сына в это новое элитное заведение.

Нам очень повезло, что в истории России появился Александр Сергеевич ПУШКИН, который сам от рождения был гением во многих областях человеческого знания, и в том числе обладал АБСОЛЮТНЫМ ЯЗЫКОВЫМ СЛУХОМ, который ему позволил подбирать для своих литературных текстов правильные, нужные слова. И очень важно, что Пушкин одним из первых начал вводить в поэзию русскую простонародную речь. (Но он полностью отказался от использования бранных слов и других грубых народных выражений). Введя в язык многие церковнославянизмы, Пушкин сохранил ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛЕКСИКУ в составе русского литературного языка, при этом он понизил её высокопарность и приспособил к обычному словоупотреблению. Пушкин оставил без перевода и некоторые слова из иностранной речи (европеизмы). Таким образом, появилась уникальная неповторимость языка Пушкина, находящая своё конкретное воплощение в литературных текстах на основе благородной простоты, искренности и точности выражения, чувства соразмерности и сообразности. Это и есть главные принципы Пушкина, его взгляды на путь развития русского литературного языка. Александр Сергеевич, конечно, не защитил докторскую диссертацию. Но все свои научные достижения он опубликовал в стихотворных и прозаических произведениях. Поэтому мы знаем, что одной из важнейших исторических заслуг Александра Сергеевича является именно создание русского литературного языка.

В 18-19 веке, в Российской империи создалась очень острая ситуация, требующая создания единого литературного русского языка для всей нации. Многие пытались реформировать русский язык, но получилось только у Пушкина. Всё познаётся в сравнении. Давайте сопоставим поэтические тексты:

Гавриил Романович Державин (учитель Пушкина). 1804 год

Но то коль не надо, — оставим судьбам

Премудрым дать лучший здесь жребий людям;

Сев, сами прикажем в нашем гнезде

Осени доброй нам дать по труде

Счастья бокал.

Александр Сергеевич Пушкин. 1829 год

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Нам необходимо отчётливо понимать, что известные всем художественные произведения Пушкина, являются результатом колоссальной научной работы по созданию русского литературного языка.

Одним словом, Пушкин сумел практическим путём создать современный литературный русский язык, на котором мы и говорим, и пишем сегодня.

Наука нам говорит, что сам человек, как вид homo sapiens, не существует вне языка (второй сигнальной системы). Язык отражает для человека окружающий его мир. Язык хранит созданную людьми культуру и передает ее от человека к человеку, от родителей к детям.

Родной язык с рождения формирует личность человека, определяет его миропонимание, национальный характер, главные приоритеты в жизни. Как строгий учитель, родной язык диктует свои законы, навязывает заложенные в нём идеи, представления, модели культурного восприятия и поведения.

Родной язык – это живая энергетическая природная суть человека, которая существует в веках и влияет на мировоззрение всего народа. Именно так ощущают это обстоятельство тонко чувствующие поэты и писатели...

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

(И. С. Тургенев)

Пушкин по художественной образности, по звуковому оформлению своих стихотворных текстов и сегодня недосягаем для современных поэтов. Языковедческая наука не смогла даже придумать научных методов, с помощью которых можно было бы оценить пушкинский гений. Русская культура еще долго будет только приближаться к Пушкину. Но навечно останется восхищение гением человека, опередившим современный ему художественный мир и определившим его развитие на много столетий вперед.

Ирина Гусева

разработано веб студией WebQuality