г. Калуга, ул. Чичерина, 2/7

+7 (4842) 555-150 +7 (4842) 558-066

e-mail: gbuz_medprfilkt@adm.kaluga.ru

mfc
ГБУЗ КО "Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
view Версия для слабовидящих

Безопасны ли цифровые устройства для дошкольников?

Цифровые устройства основательно вошли в нашу жизнь. Много раз в день пользуемся ими на работе, совершаем покупки через интернет, общаемся в социальных сетях, в том числе в родительских чатах детских учреждений, посещаемых ребенком. С помощью устройств находим лучшие места, которые бы мы хотели посетить, а также по другим вопросам...

Задать вопрос
+ А
- А
Изображения
Выйти

Цифровые устройства основательно вошли в нашу жизнь. Много раз в день пользуемся ими на работе, совершаем покупки через интернет, общаемся в социальных сетях, в том числе в родительских чатах детских учреждений, посещаемых ребенком. С помощью устройств находим лучшие места, которые бы мы хотели посетить, а также по другим вопросам...

Безопасны ли цифровые устройства для дошкольников?

Цифровые устройства основательно вошли в нашу жизнь. Много раз в день пользуемся ими на работе, совершаем покупки через интернет, общаемся в социальных сетях, в том числе в родительских чатах детских учреждений, посещаемых ребенком. С помощью устройств находим лучшие места, которые бы мы хотели посетить, а также по другим вопросам.

Дети почти с рождения живут в цифровой среде. Грамотное использование технологий способствует развитию ребёнка. Например, есть полезные и интересные передачи «АБВГДейка», «Давай рисовать», «Чудо путешествия» и другие, ряд обучающих и развивающих компьютерных игр на внимание, память, логическое мышление. Есть активные игры с управлением движениями, повышающие физическую активность, например, танцевальные коврики.

Находясь за цифровым устройством, ребёнок у нас на виду, и нам кажется, что ему ничего не угрожает. Он получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Ребенка влечет воображаемый мир своей легкостью, с которой совершаются сложные манипуляции: трюки, прыжки и т.д. Ребенок себя отождествляет с главным героем и говорит «Я еду, я прыгнул, я построил». Его привлекает иллюзия управления реальностью. Ребёнок приобретает свободу, власть и из зависимого исполнителя в реальной жизни, он превращается в активного игрока. Часто игры построены по принципу сериала: заканчивается один уровень – начинается другой, ещё интересней. Разработчики стараются сделать игру бесконечной. Победа в компьютерной игре сопровождается выработкой активного вещества дофамина, выделяющегося в момент радости. Его выделение способствует повышению внимательности, созданию хорошего настроения, созданию привязанности. Но его избыток приводит к переутомлению. От игр ребенок устает и на другую деятельность просто не хватит сил. Дофамин интенсивнее вырабатывается даже, когда ребенок просто смотрит на экран гаджета, причем общая реакция организма на количественное содержание дофамина снижается. Картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание, гипнотизировать. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана. Человек перестает ощущать течение времени. И, когда вы просите выйти из игры, получаете в ответ:  «Я только что сел! Мне надо выполнить миссию, завершить уровень» и т.д. Очень опасно, если виртуальная реальность намного насыщеннее и ярче настоящей жизни. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира.

До появления гаджета родители были источником счастья на фоне довольно однообразной реальности, а теперь родители часто выступают фоном (помехой) для яркого, бесконечно разнообразного виртуального мира.

Какими действиями взрослые привязывают детей к цифровым устройствам?

  • Опасно показывать личный негативный пример, увлеченно пользоваться при детях цифровыми устройствами. Для ребенка даже ваш быстрый ответ на чьё-то текстовое сообщение во время еды или совместной игры может означать, что телефон важнее, чем он сам.
  • Если ребенок находится в одной комнате с телевизором, и даже его не смотрит («фоновое телевидение»), то снижается качество и интенсивность взаимодействия в обычной игре детей между собой и с родителями. Чем длиннее просмотр телепередач ребенком от 8 до 16 месяцев, тем меньше он знает и произносит слов. Чем дольше ребёнок в возрасте до 3 лет смотрит на экран, тем больше у него проблем с чтением и вниманием в дальнейшем. Чем больше младенцы и дети младшего возраста подвергаются телевизионному и компьютерному воздействию, тем вероятнее, что они будут менее активны или чрезмерно возбудимы, испытывать трудности со сном и проявлять агрессию.
  • Опасно создавать эмоциональную привязку к гаджету. Часто, чтобы успокоить или занять ребёнка, родители используют планшет или телефон. Таким образом, родители сами формируют у ребёнка установку, что у гаджета в отличие от взрослого всегда есть время, настроение, он доступен и готов с тобой «позитивно» взаимодействовать. Необходимо учить ребёнка признавать скуку, злость и справляться с ними без гаджетов.
  • Опасно включать цифровое устройство в определенный цикл жизни маленького ребёнка: сон, бодровствование, приём пищи, отдых, развлечение и так далее, иначе ребёнок свяжет его с этим действием (ритуал). В результате малыш не сможет уснуть без мультика на планшете, не может спокойно поесть или самостоятельно поиграть.
  • Часто взрослые сами «раздувают» ценность времени проведённого с электронным устройством. Вместо: «Сядь, поешь, я дам потом поиграть на телефоне» лучше сказать: «Будешь кушать? Через 15 минут нам нужно выйти из дома».
  • Раннее приобщение к цифровым устройствам. Чем раньше ребёнок получает компьютер, гаджет, тем выше риск формирования у него цифровой зависимости. Причем мальчики более склонны к формированию зависимости, чем девочки. Большинство игр ориентировано на мальчиков.
  • Опасно делать цифровое устройство главным «воспитателем» ребёнка. Ребенку нужны живые сказки, колыбельные, разговоры с родителями.

Длительное сидение за девайсом способствует ухудшению зрения (близорукости и синдрому «сухого глаза»), нарушению осанки, снижению физической активности, возникновению головных болей, трудностям с засыпанием, беспокойному сну ночью, нарушению обмена веществ и набору лишнего веса. Кроме физического здоровья, нарушается психическое. Дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Страдает развитие эмоциональной сферы. Часто дети испытывают тревожность в ситуациях живого общения, они не знают с чего начать разговор, как поддержать беседу. Им трудно налаживать контакты и заводить друзей. Общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или не о чем спорить. Ребёнок отождествляет себя с виртуальным героем, у него нет необходимости знакомиться с особенностями внешнего мира и даже со своим внутренним миром. Если ребенок с детства мало играл с реальными предметами и видел их только на экране, то ему потом труднее воспринимать информацию на слух. При чтении не возникает образов (картин), труднее понять смысл услышанного и прочитанного, ухудшается фонематическое восприятие, не формируется воссоздающее воображение. С экрана цифрового устройства идет постоянная внешняя стимуляция, информация дается маленькими порциями и это приводит к трудностям с вниманием, оно становится рассеянное и ребенок быстро отвлекается, с памятью (долговременной и смысловой) и интеллектуальным развитием («цифровая деменция»). В компьютерных играх цели задаются из вне и есть готовые ответы, у ребенка нет необходимости думать самому. Страдает свободный мыслительный процесс, мотивация, целеполагание, фантазия, творческая активность детей. У 13% детей появляется жестокость по отношению к героям и персонажам развивающих игр, и эта жестокость управляет их действиями. Важно, чтобы во время игр с дошкольником находился взрослый, который бы рассказывал, пояснял и общался с ребенком.

Свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. Цифровые устройства не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической, которая наблюдается даже у детей старшего дошкольного возраста. Зависимость проявляется в стремлении к компьютерной игре за которой ребенок хочет проводить все больше и больше времени. Если зависимого ребёнка спросить, чем он хочет заняться в свободное время, то он ответит: «Играть в смартфон». Обычно дети играют, но через некоторое время утомляются и сменяют деятельность, а зависимый ребенок продолжит играть. При лишении компьютерной игры у зависимого человека падает настроение («синдром отмены»), виртуальная реальность подменяет активность в реальной жизни, ребёнок стремится уйти в виртуальный мир.

Не нужно исключать планшет из жизни детей. О том, как постепенно и грамотно вводить цифровые устройства в жизнь ребёнка, вы узнаете в следующей статье.       

                         

Психолог Н.В. Архипова

02.06.23 

разработано веб студией WebQuality