г. Калуга, ул. Чичерина, 2/7

+7 (4842) 555-150 +7 (4842) 558-066

e-mail: gbuz_medprfilkt@adm.kaluga.ru

mfc
ГБУЗ КО "Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
view Версия для слабовидящих

Любите детей без условий

Самые ценные вещи на свете это не вещи

Задать вопрос
+ А
- А
Изображения
Выйти

Самые ценные вещи на свете это не вещи

Любите детей без условий

Ребёнок самый близкий, родной для своих родителей человек, которому хочется дать всё самое лучшее, уберечь от невзгод. Однако встречаются родители с личными планами на жизнь ребенка. Они требуют от ребёнка соответствия своим представлениям и ожиданиям без учета потребностей его личности. Например, ребёнок должен учиться именно в этой школе, в этом институте, который нравится родителям. Он должен заниматься спортом по выбору родителей, дружить и связывать себя супружескими отношениями с теми, кого выберет родитель. Только так и ни как иначе он сможет заслужить «любовь» своих близких. Маленького ребёнка слишком рано начинают готовить ко взрослой жизни, учат читать, водят в разные кружки, загружают его все больше и у него совсем не остается свободного времени. Часто так поступают «самоотверженные» родители, которые ставят ребёнка на пьедестал, пытаются максимально подготовить его к будущей жизни и удовлетворить его потребности, забывая о себе, и в конечном итоге «теряют» себя и «загоняют» ребёнка. К подростковому возрасту такой ребёнок понимает, что теперь он может отказаться от планов родителей на него. В лучшем случае больше прежним делом заниматься не будет и выберет другую интересную только для него деятельность. Подросток может отказаться вообще от любой деятельности и уйти в «забастовку». Раньше он все делал по чужой указке, а теперь сам не понимает, чего хочет, не может определиться, что ему интересно и нет своей системы ценностей (кризис идентичности). Если родители, вкладывая в ребенка, долго нарушали психологическое благополучие, он может заболеть. Например, Юлия Липницкая подавала большие надежды в фигурном катании, но чрезмерные перегрузки сильное психологическое давление…. не выдержала и заболела анорексией. Подросток также может стать легкой жертвой манипуляторов и не уметь отстаивать свою позицию перед одноклассниками, педагогами, если в детстве он был очень послушным, удобным ребёнком.

Родители, что-то не дополучившие в юные годы, могут пытаться этим наполнить жизнь ребёнка. Например, папа всю жизнь мечтал, о паровозе и он покупает его сыну, а ему нравятся корабли. Маме в детстве очень хотелось красиво одеваться, но не было возможности, а теперь она скупает красивые вещи и одевает дочь, а у дочки вкус другой и ей не нравится выбор мамы, но её не спрашивают. Ребёнок другая личность, со своими интересами, потребностями, мечтами. Будьте честны с собой и милосердны к нему, осуществляйте свои мечты, а ребенку позвольте идти своим путем. Хочется вам паровоз, купите его себе, хотите красивой одежды - побалуйте себя этим, хотите путешествовать - езжайте, но сделайте это для себя. Счастливый родитель сможет больше дать любви своему ребёнку. Реализовывайте свои желания, а ему позвольте удовлетворять свои и быть собой. Помогите ему стать не вами, а собой.

Как проявлять свою любовь к своим детям? Как помогать и не мешать? Прежде всего, понять, что каждый человек индивидуален, неповторим, единственный такой во всем мире. Его генетический материал закладывается в момент зачатия, после слияния ядер мужской и женской половых клеток его родителей. В новой клетке содержится информация, как о белках организма, биохимических процессах, также уже заложены: пол, группа крови, цвет глаз, таланты, способности.

«Чтоб воспитать ребёнка, его надо знать, чтобы его знать, за ним надо наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу» говорила Мария Монтессори итальянский врач и педагог, создавшая свою уникальную педагогическую систему, основанную на идее свободного воспитания. 

Российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская пишет: «Правда, в том, что дети четко чувствуют то, что мы в них не принимаем. И с большой вероятностью то, что вы в ребенке не принимаете, он вам и выдаст. Принятие ребенка со всеми его особенностями – это не про то, что нужно все всегда ему разрешать, со всем, что говорит, соглашаться, а про то, что мы должны принять ребёнка, каким он есть». Принять ребёнка и его особенности не значит отказаться от себя и общечеловеческих норм, а следует принять его выбор, его субъективность. Ребенок становится перед выбором - отстаивать себя, свои потребности, убеждения или отказаться от себя и угождать родителям. Какие чувства он будет испытывать к такому родителю, как это может отразиться на его здоровье, на его будущем? Людмила Петрановская предлагает в будущий мир снарядить своего ребёнка следующими ценными вещами:

  1. Фундаментальные жизненные ценности. Что для вас в жизни является ценностью? Проранжируйте их по степени важности для вас. Какие ценности хотите видеть у своего ребёнка, когда он вырастет? Развивайте их, чтоб ребёнок четко понимал, что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитывая ребенка, проявляйте гибкость. За одно и то же можно пожурить или поддержать  - все зависит от ситуации, мотива, состояния и возраста ребёнка. В современном мире следует обучить ребёнка четырем компетенциям. Критическому мышлению - умению думать своей головой. Коммуникации - умению разговаривать и договариваться с разными людьми. Кооперации - способности согласовывать и действовать вместе с другими людьми добиваясь синергии ресурсов. Реальной креативности – сделать что-то, что до него ещё никто не делал.

  1. Доверие к самому себе и уверенность в себе. Это умение понимать, что самому нужно, умение признавать это и добиваться этого. Опора на себя!

Обращайте внимание на особенности и способности (таланты) ребёнка и помогайте их развивать. Обогащайте окружение ребёнка. Проявляйте интерес и уважение к его деятельности. Помогите ребёнку делать что-то лучше всех, стать в этом деле мастером, сделать горизонтальную карьеру. Например, ребенок лучше всех умеет вышивать определенным видом, его работы могут стоить дорого, появятся ученики - это будет приносить ему доход в будущем и он сможет реализовать себя.

Развивая ребенка, смотрите на психологическое состояние (благополучие) его и способность выдерживать стресс и восстанавливаться после него. Это важнее, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

  1. Родительская поддержка. Впуская ребёнка в большой мир говорите, о том, что естественно совершать ошибки. Ошибки – это не беда, а показатель того, что он учится чему-то новому. Помогите своему ребенку после ошибки сделать выводы и продолжить дело. Никакая ошибка не основание, чтобы мы его отвергли. Когда ребёнок делится неприятностями, спросите, какую помощь он ждет от вас. Обсудите, как самостоятельно выйти из трудной ситуации. Поддерживайте его, помогайте стойко переносить трудности. Например, когда маленькому ребенку в больнице хотят сделать укол, он прижимается к вам и плачет, можно сказать: «Чтоб ты выздоровел, надо сделать укол. Да, это больно, но я рядом с тобой и ты поправишься». Верьте в своего ребенка и поддерживайте. Например, тетя Александра Леонидовича Чижевского очень боялась крыс, но когда её племянник увлекся опытами с крысами, она одевала перчатки и убирала в их клетках (его мама рано умерла через год после его рождения).
  2. Свобода выбора, самостоятельность. Родитель не сможет всегда быть рядом со своими детьми, это естественно. Находясь рядом с ребенком, учите его самостоятельности. Под свободой, понимается жизнь в офлайне, в реальном мире. Как говорит советский, российский психолог Юля Гипперрейтер «Ребёнку надо давать свободу и в тоже время ставить определенные границы, но с пониманием. Жесткие границы «закручивают гайки» (убивают инициативу), мягкие границы балуют ребенка. Пример, правило в семье: не обижать младшего, а ребёнок обижает. Старший ребенок моет руки и младшему сбрызгивает свои руки в лицо. Что делать? Попытаться его понять и принять с этим переживанием, озвучив его, в этот момент он смягчится и задумается. Принимая человека, но не его поступок и направляем: «Тебе хотелось ей сделать неприятно. Но это не хорошо и я бы хотела, чтоб ты этого не повторял».

Любому ребенку важно, чтоб его любили родители безусловной любовью:
«Я тебя люблю, таким как есть. Твои поступки могут причинить мне боль или радость, но любить тебя буду всегда». Ещё американская писательница Перл Бак писала: «Дети, которых любят, становятся взрослыми, которые умеют любить».

Психолог Н.В. Архипова

26.12.22 

разработано веб студией WebQuality