г. Калуга, ул. Чичерина, 2/7

+7 (4842) 555-150 +7 (4842) 558-066

e-mail: gbuz_medprfilkt@adm.kaluga.ru

mfc
ГБУЗ КО "Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
view Версия для слабовидящих

Как уберечь ребёнка от употребления психоактивных веществ

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. К сожалению, риск столкнуться с проблемой употребления психоактивных веществ детьми (табак, алкоголь, токсические и наркотические вещества) остается повышенным, пока ребенок не научится брать ответственность за свои решения, соизмерять риск и возможные выгоды, сопротивляться психологическому давлению, отстаивать свое мнение, понимать ценность своей и чужой жизни и здоровья, иметь конкретные цели, уметь

Задать вопрос
+ А
- А
Изображения
Выйти

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. К сожалению, риск столкнуться с проблемой употребления психоактивных веществ детьми (табак, алкоголь, токсические и наркотические вещества) остается повышенным, пока ребенок не научится брать ответственность за свои решения, соизмерять риск и возможные выгоды, сопротивляться психологическому давлению, отстаивать свое мнение, понимать ценность своей и чужой жизни и здоровья, иметь конкретные цели, уметь

Как уберечь ребёнка от употребления психоактивных веществ

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. К сожалению, риск столкнуться с проблемой употребления психоактивных веществ детьми (табак, алкоголь, токсические и наркотические вещества) остается повышенным, пока ребенок не научится брать ответственность за свои решения, соизмерять риск и возможные выгоды, сопротивляться психологическому давлению, отстаивать свое мнение, понимать ценность своей и чужой жизни и здоровья, иметь конкретные цели, уметь отделять главное от второстепенного.  

Единственная возможность оградить своего ребёнка от употребления наркотических средств и психоактивных веществ (ПАВ) - воспитать его таким образом, чтобы у него не было потребности прибегать к «воображаемому» счастью, чтобы реальная жизнь делала его счастливым.

Ребенок — это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка своим примером - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее», а микросреда, в которой вращается современный ребёнок, весьма неблагоприятна.

Рассмотрим самые ведущие к употреблению детьми ПАВ, причины и факторы:

  • глубокий психический дискомфорт, который вызван неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.);
  • отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы;
  • социально - педагогическая запущенность;
  • отсутствие условий для самовыражения;
  • безнадзорность и смещение социальных и личных жизненных целей и планов с позитивных на негативные.

 

Как можно заподозрить что ребёнок стал принимать ПАВ?

Все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Все взвесьте, обсудите всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

  1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  2. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сьша новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в словаре наркотического арго.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым, «чужим».
  5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону-до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки или готовиться к экзаменам.
  7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
  8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях.
  9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату

Отдельные описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики.

Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

 

Внешние признаки употребления психоактивных веществ.

Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять, что беда постучала в ваши двери.

Итак, общие признаки употребления психоактивных веществ:

  • внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
  • изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
  • изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
  • изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
  • изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
  • изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
  • блеск глаз;
  • сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
  • изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
  • изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.

Помните!

Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Вот несколько советов родителям. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

  1. Подавайте хороший пример. Есть родители, которые сами используют нецензурные слова и выражения, а ребенка ругают и наказывают за это же самое; всегда отмечают праздники, даже детские, с алкоголем на глазах у детей, а иногда и сами предлагают, а потом удивляются, что подростки воспринимают прием алкоголя как естественное и обязательное явление на своих тусовках, не умеют веселиться в трезвой компании. То же касается и курения: если родители курят, то не обязательно, но весьма вероятно, что и дети будут это делать. Дети – наше отражение. Если нам не нравится, что они нетерпимые, наглые, курят, пьют пиво или не любят читать, может быть, мы сами этим грешим? Если вы хотите изменить поведение ребенка, начните с себя.
  2.     2. Благоприятный психологический климат в семье. Он важен для любого человека, тем более для ребенка. Если такой климат становится непереносимым (частые ссоры и конфликты, унижения, нехватка поддержки и доброго отношения), ребенок может уйти в уличную тусовку и столкнуться с сомнительными предложениями. Гармоничные отношения между обоими родителями и правильный стиль воспитания (золотая середина между излишней строгостью и чрезмерной мягкостью) являются хорошим защитным фактором для ребенка.
  3. Обратите внимание на то, какое психологическое состояние является обычным для вашего ребенка. Он жизнерадостный, любознательный, общительный или неуверенный, тревожный, замкнутый, скучающий, агрессивный. Пытаясь самостоятельно справиться с негативными чувствами, ребенок может воспользоваться психоактивными веществами. Вместе с ребенком определите, в чем причина его негативного психологического состояния и найдите способы выхода из него. Не забывайте про такого специалиста, как психолог. Он поможет разобраться в личности ребенка, понять его эмоциональное состояние, улучшить ваши взаимоотношения, научит вас, как помочь ребенку.
  4. Желательно знать детей, с которыми дружит ваш ребенок: кто они, где живут, кто их родители, чем они увлекаются. Наличие в ближайшем окружении сверстников с асоциальным поведением или употребляющих психоактивные вещества, является значимым фактором риска. Еще Шаталов, педагог-новатор, говорил о влиянии среды: «Если огурцы опустить в рассол, все они через некоторое время без всяких нотаций станут солеными». Постарайтесь принять участие в организации позитивного досуга друзей своего ребенка: привлечь к занятиям спортом, творчеством, устроить пикник, пригласить в гости и т.п.
  5. Родителям полезно знать про своего ребенка следующее:

- Умеет ли отказывать другим (например, когда не хочет чем-то делиться или боится обидеть отказом);

- Умеет ли интересно проводить время без телевизора, компьютера и телефона (играет с младшей сестренкой, с удовольствием ходит на какой-то кружок);

- На каких сайтах ребенок бывает в интернете.

Ответы на эти вопросы помогут лучше узнать ребенка и вовремя принять необходимые меры.

  1. Станьте ребенку другом. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему бывает сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно нужно. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
  2. Если же вы заметили такие признаки, как непонятные кусочки какого-то вещества, странные бумажки, необычное состояние ребенка, подозрительный запах, резкое изменение в поведении, которое раньше было несвойственно и др. Сразу же реагируйте! Спокойно поговорите с ребенком, узнайте его версию, что все это значит. Возможно, что ваш ребенок просто влюбился, отсюда и изменения в поведении. Если же объяснения вас не устроили, то можно пройти обследование на содержание наркотических веществ в Наркологическом диспансере Калужской области или с помощью экспресс-тестов, которые продаются в аптеках. Если что, сразу же обращайтесь к врачу, т.к. любой очередной прием ПАВ может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Главное – всегда хотеть помогать ребенку. Особенно это важно, если он делает плохие поступки, ленится, говорит, что ненавидит вас, делает назло. Потому что все это признаки того, что ему самому не удается справиться, ему в душе тошно, он не знает, кому можно верить, он не верит себе. Самое главное качество в отношениях родителей с детьми – это не справедливость, не жертвенность, не удобство, а доброта. Нужно понимать, что чувствует твой ребенок и посочувствовать ему. «Никогда, никогда не оставляйте их на обочине дороги одних».

 

Нина Скоблова

главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава Калужской области

 

С использованием источников:

материалы медицинских психологов ГБУЗ КО НДКО С. Е. Жидковой, Н. Е. Изотовой;

https://upk1.schools.by/pages/kak-uberech-rebenka-ot-upotreblenija-psihoaktivnyh-veschestv

 30.10.23

разработано веб студией WebQuality