Занятия спортом не только развивают и поддерживают, но и готовят ребенка к будущему
Для детей с инвалидностью спорт и физическая активность важны не только потому, что это голы, очки, секунды и укрепление организма. Спорт — это еще и шанс раздвинуть рамки повседневности, способ поверить в себя, возможность общаться, заводить друзей и в результате лучше адаптироваться ко взрослой жизни.
Занятия для себя или спорт высоких достижений?
Первый вопрос, на который вместе с ребенком должны ответить родители, — нужны ли ему достижения и медали или достаточно занятий „для себя“. Далеко не каждому ребенку нужна ориентация на профессиональный спорт, чаще всего занятия — это способ абилитации и поддержания контакта с миром».
Среди учителей и родителей есть заблуждение, что в паралимпийском движении могут участвовать люди с любыми формами инвалидности. Это не так, но это не значит, что у остальных людей с ограничениями по здоровью нет возможности соревноваться.
Существуют, например, Сурдлимпиада для людей с нарушениями слуха, или Специальная Олимпиада для участников с ментальными особенностями. В России действуют 56 региональных отделений Специального олимпийского движения, где можно уточнить, какие виды спорта представлены в конкретном городе или районе.
Альтернатива профессиональным клубам — секции любительского адаптивного спорта, где специально учитываются возможности и ограничения тех, кто там занимается, и неспециализированные спортивные кружки, которые ребенок с инвалидностью или с ОВЗ также имеет право посещать.
Искать возможности, а не ограничения
Официальных или общепринятых рекомендаций по видам спорта при тех или иных заболеваниях и особенностях развития нет. Не существует двух одинаковых детей с церебральным параличом или аутизмом, у каждого свой собственный опыт и разные возможности для развития. Поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход.
В бюро медико-социальной экспертизы вместе с группой инвалидности ребенок получает индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). К сожалению, в ней редко прописываются спортивные рекомендации, однако она задает направление: при выборе спортивной дисциплины нужно в первую очередь смотреть как раз на ее возможности для абилитации, а не зацикливаться на физических, ментальных или других ограничениях ребенка.
Конечно, учитывать форму инвалидности тоже необходимо. Например, если ребенок с синдромом Дауна хочет заниматься борьбой, надо проверить, нет ли у него сращения шейных позвонков, которое часто сопутствует основному заболеванию. Педиатры далеко не всегда знают об этой особенности. В этом случае занятия борьбой могут привести к излишнему напряжению в мышцах и болям; кроме того, при сращении позвонков резко повышается риск тяжелой травмы.
Поэтому начальную консультацию по выбору подходящих для ребенка занятий лучше получить у специалистов по адаптивной физкультуре — найти их можно в каждом регионе страны.
Важен также возраст ребенка: есть виды спорта, куда для хороших результатов нужно приходить как можно раньше. Например, если нейротипичных детей начинают водить на футбол примерно с 5 лет, то в случае с ребенком с синдромом Дауна для правильного формирования стопы и усвоения навыков работы с мячом нужно начинать заниматься уже в 2–3 года.
Принимая решение привести ребенка в профессиональный паралимпийский спорт, родители должны учитывать, что это потребует значительных затрат времени и сил. Как и в остальных видах спорта, нужно ездить на тренировки, сборы и соревнования, покупать экипировку и уделять внимание занятиям другими способами.
Уроки физкультуры: ходить нельзя пропускать
У каждого ребенка с инвалидностью должен быть индивидуальный план обучения в школе, где есть математика, история, русский и другие предметы, а физкультуру в этом плане традиционно обходят стороной.
Зачастую у таких детей есть освобождение от занятий, но ждать других на лавке — это прежде всего упущенные возможности для абилитации. Сегодня считается, что ребенок с любой формой и степенью инвалидности может посещать уроки физкультуры, но программа для него должна быть адаптирована. Можно выработать ее совместно с учителем физкультуры или руководством школы, поговорить с медицинским работником в школе, изучить ИПРА».
Ситуация и с инфраструктурой, и с квалифицированными педагогами в регионах не одинакова: в российских вузах не так много кафедр адаптивной физкультуры, поэтому учителей, умеющих работать с особенными детьми, мало, и в основном они сконцентрированы в крупных городах. Но при желании в любой ситуации можно попытаться найти приемлемое решение.
Сориентироваться, какими видами спорта можно заняться при разных формах инвалидности, можно в интернете. Например, в сообществах общественных организаций инвалидов.
Что дают занятия спортом, кроме улучшения физического состояния
Позволяют поверить в себя
Спорт для ребенка с инвалидностью — хороший способ испытать свои возможности и понять, что они шире, чем он думал раньше. Занятия улучшают психологическое состояние детей и стимулируют их развиваться в других сферах жизни.
Помогают заводить друзей и социализироваться
Физкультура и спорт помогают ребенку повысить не только самооценку, но и свой статус среди сверстников. У него расширяются социальные контакты, что в дальнейшем способствует успешной социализации.
Готовят к взрослой жизни
Регулярные тренировки воспитывают силу духа и дисциплину — качества, которые пригодятся каждому. Дисциплинированный человек, даже с особенностями развития, способен добиться в жизни большего.
Спорт может стать профессией
Кроме повышения самооценки, спорт дает человеку с особенностями шанс самостоятельно зарабатывать на жизнь любимым делом — например, в тренерской должности. Получить профессию можно как в адаптивном спорте, так и в обычных дисциплинах, где могут участвовать люди с ОВЗ.
Обычные кружки и секции — тоже вариант
У ребенка с инвалидностью нет никаких законодательных препятствий к тому, чтобы посещать обычный кружок по футболу, секцию дартса или ходить в бассейн по месту жительства, куда ходят все другие дети.
Для этого достаточно изъявить такое желание, получить справку от врача об отсутствии противопоказаний и преодолеть стереотипы в головах у некоторых взрослых. Это реальный шаг к построению инклюзивного общества и включению в него людей с особенностями развития.
Практика показывает, что дети изначально свободны от стереотипов в отношении инвалидности, а возникнут они или нет, зависит от родителей.
Если мама с папой говорят: „Не смотри на него, не подходи к нему“, у ребенка возникает ощущение тревоги и опасности. Но если дети увлечены общением между собой, то они не замечают отличий. У них нет желания отвести взгляд, например, от собеседника в коляске — они воспринимают его как человека, который просто передвигается иным способом».
Какие документы могут потребоваться
Список документов, необходимых для зачисления ребенка с ОВЗ в спортивно-оздоровительные секции, может быть разным, однако чаще всего в него входят:
- копия свидетельства о рождении (или паспорта РФ для подростков старше 14 лет);
- копия справки МСЭ;
- копия полиса ОМС;
- справка от врача об отсутствии противопоказаний для занятий в выбранной секции, действующая на момент подачи заявления (как правило, в ней указывают даты начала и окончания срока действия).
Инвалидность - не приговор!
Нина Скоблова
главный внештатный специалист по медицинской профилактике минздрава Калужской области
30.11.22
https://растимдетей.рф/articles/kakoy-sport-nuzhen-detyam-s-invalidnostyu