г. Калуга, ул. Чичерина, 2/7

+7 (4842) 555-150 +7 (4842) 558-066

e-mail: gbuz_medprfilkt@adm.kaluga.ru

mfc
ГБУЗ КО "Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
view Версия для слабовидящих

Подростки на электросамокатах: почему это опасно и как не попасть в аварию

Подростки на электросамокатах: почему это опасно и как не попасть в аварию

Задать вопрос
+ А
- А
Изображения
Выйти
Подростки на электросамокатах: почему это опасно и как не попасть в аварию

Подростки на электросамокатах: почему это опасно и как не попасть в аварию

«Карета для дьявола»: как появились электросамокаты Прототипом современного электросамоката стал американский автопед, созданный в 1915 году. Он был похож на увеличенную модель детского самоката с мотором, установленным перед передним колесом. Чтобы начать движение, нужно было наклонить руль вперед, а для торможения – оттянуть его назад. Производители заявляли, что самокат может развивать скорость до 50 км/ч, но на практике никто не разгонялся быстрее 30 км/ч. Транспорт считался игрушкой для богатых – электросамокат стоил около 100 долларов по тем временам. Людям изобретение понравилось — на нем ездили по городу на работу, почтальоны развозили почту, полицейские использовали для патрулирования улиц. СМИ, однако, восприняли автопед негативно — например, британская газета The Sun описала его как «карету для дьявола». По их мнению, новый транспорт помогал правонарушителям и молодежным группировкам: они «носились по улицам словно приспешники сатаны, нарушая все правила этикета и движения в городе». В России автопед назвали «карликовым автомобилем»: «по сути это наполовину автомобиль, наполовину роликовые коньки». Кикшеринг: как аренда городских самокатов стала модной До России кикшеринг добрался в 2018 году, когда в Москве появились первые системы проката «Делисамокат». На тот момент для аренды было доступно всего 3150 самокатов, а за сезон пользователи совершили около 100 тысяч поездок. Сейчас показатели значительно выше. В России действует около 40 систем аренды более чем в 170 городах. Почему подростки часто попадают в ДТП - они хуже оценивают риски Освоив новый вид городского транспорта, люди начали ездить на нем парами, нарушать правила дорожного движения и оставлять самокаты посреди дороги. В 2023 году число аварий с электросамокатами в России увеличилось почти в три раза. Половина пострадавших – люди до 25 лет, из которых более 20% – подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Аварии происходят в основном из-за несоблюдения правил дорожного движения. Дополнительная опасность электросамокатов для подростков заключается в том, что люди в возрасте от 13 до 20 лет в целом склонны к неоправданному риску: кататься на одном самокате вдвоем (или даже втроем), по проезжей части, выполнять опасные трюки или разгоняться. Такой статистике есть научное объяснение, которое сформулировал нейробиолог Роберт Сапольски в своей книге «Биология добра и зла». Дело в том, что у подростков меньше, чем у взрослых, активируется префронтальная кора головного мозга, что приводит к тому, что они хуже оценивают риски. Подростки склонны учитывать только хорошую информацию и пропускать плохую мимо ушей. Например, если экспериментатор спросит подростка о риске автомобильной аварии, если он сел за руль в состоянии сильного алкогольного опьянения, то подросток может ответить, что этот риск составляет один на миллиард миллиардов. Однако на самом деле этот риск составляет около 50%. Подросток может считать, что он настолько умен и опытен, что риск для него минимален. Однако, учитывая его возраст и неопытность, вероятность аварии все же остается значительной. Передвигаться по улицам разрешено со скоростью не более 25 км/ч. Однако, есть зоны, где скорость не должна превышать 5-15 км/ч. Такие зоны называются "медленными". Из-за большого количества прецедентов, вопрос об ужесточении правил или полном запрете электросамокатов, буквально, висит в воздухе. При этом, сам электросамокат не опасен, а опасно игнорирование ПДД и несерьезное отношение к транспорту. Обязательно соблюдение правил дорожного движения! Вот так «несерьезное» транспортное средство может стать причиной очень серьезных неприятностей, или даже гибели. Поэтому считаем необходимым напомнить всем любителям самокатов несколько правил. Не следует разгоняться более чем до 20 км, даже если ваш самокат способен на большее. В людных местах спешивайтесь и идите пешком. Не ездите по большим автомагистралям. Ограничение вашей скорости не более 25 км/ч делает вас более уязвимыми, так как наиболее безопасной является скорость общего потока, а она, как правило, выше. Водитель автомобиля при этом более защищен в случае ДТП, чем вы. Не разрешайте детям кататься на электросамокатах без присмотра взрослых и без обязательного использования защитного снаряжения. Используйте велодорожки везде, где это возможно. Избегайте резких смен направления движения, как на дороге, так и на пешеходной дорожке. Особенно при движении со скоростью более 15 км/ч. Не используйте во время движения наушников, будьте предельно внимательны ко всему, что происходит вокруг, держите руки на тормозе. Помните, что пешеходы имеют преимущество: уступайте им дорогу всегда. Переходить проезжую часть необходимо спешившись. Всегда, без исключений. Оставляя арендованный самокат после использования, убедитесь, что он не мешает движению пешеходов или транспорта. Научитесь правильно падать. Не пренебрегайте защитным снаряжением: шлем, наколенники и налокотники могут уберечь от болезненных и опасных травм. Это подтверждено многими исследованиями. Главное – помнить, что на дороге люди ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь других. Берегите себя и своих детей! Лилия Изотенкова, начальник отдела Центра общественного здоровья и медицинской профилактики с использованием материалов из официальных источников 17.04.2024
разработано веб студией WebQuality